Сладости известны еще со времен Древнего Рима, о чем упоминалось в «Сатириконе» Петрония. Но расцвет приготовления пирожных в Европе начался в конце XV века, с появлением сахара. Именно в это время он получил массовое распространение и появилось его производство в Италии. Раньше Европа вкушала только арабские сладости.
Итальянцы недолго оставались монополистами «сладкого рынка», вскоре их потеснили французы и австрийцы. Венские кондитеры представили изделия из легкого теста, в котором использовалось меньшее количество яиц. Такие пирожные и торты требовали большего кулинарного мастерства, нежели французские бисквиты, но были значительно дешевле. Впервые австрийские кулинары заявили о себе в 1815 году, во времена Венского конгресса. Постепенно сладкое искусство стало доступно для простого народа.
Нужно отметить, что повар и кондитер — две совершенно разные профессии. Например, в Италии и Франции съедобное искусство — это верх мастерства и настоящий профи должен был уметь хорошо лепить, рисовать. К приготовлению сладкого допускались только избранные. На сегодняшний день эта традиция не потеряла актуальности и для того, чтобы называться настоящим мастером человек должен отлично разбираться в законах композиции, уметь подбирать цвета и оттенки. Навыки рисования и лепки с натуры — тоже часть мастерства, ведь зачастую именно оригинальность оформления создает сказочный ореол вокруг сладкой композиции.
Мастера прошлых веков были поистине сказочными умельцами: из самого обычного сахара они изготовляли настоящие произведения искусства. Например, в 1513 году Папе Римскому преподнесли дар в виде скульптурной композиции, изображающей его самого в окружении двенадцати кардиналов. Святейшее общество было окружено свечами в количестве 300 штук, каждая больше метра высотой.
На протяжении длительного времени он был весьма дорогим продуктом. В связи с редкостью и немалой стоимостью многие причисляли сахар к целебным средствам: он использовался аптекарями для приготовления снадобий. Перемещение из аптек на кухни позволило увеличение площадей рабочих плантаций, что произошло с колонизацией Америки. Постепенно он становился все более доступным и получил статус важного ингредиента.
Очень интересно находить описания сладких блюд у классиков литературы. Эти рассказы позволяют оценить искусство приготовления того времени и удивиться мастерству, которое постигалось без использования современных технологий.
А.Н. Толстой в «Князе Серебряном» подробно описал пир Ивана Грозного. «... Они внесли в палату сахарный кремль, в пять пудов весу, и поставили его на царский стол.» Это чудо, поданное самому царю, имело зубчатые стены, башни и даже тщательно выполненных пеших и конных людей. Царской челяди тоже были поданы подобные кремли, только поскромнее — пуда на три. На этом кондитерское представление не закончилось: «...вслед за кремлями внесли около сотни золоченых и крашеных деревьев, на которых вместо плодов висели пряники, коврижки и сладкие пирожки...». А еще были поданы орлы, львы, птицы, литые.
Отдельное место в истории занимают торты. Эти произведения «сладкого искусства» меняли стиль оформления в зависимости от времени. Так в XVIII веке центральное место на столе занимало изысканное творение в виде рога изобилия, наполненного фруктами и цветами, выполненными из того же материала.
Конечно, рассказывая о сладкой истории Европы нельзя обойти стороной шоколад. Какао бобы появились практически одновременно с белой сладостью — во времена колонизации Америки. Но вот шоколад из этих плодов научились делать только спустя несколько столетий. Кондитеры сразу включили шоколад в свой арсенал и успешно использовали его при создании изделий.
Сейчас торты и пирожные, имеющиеся в продаже, предназначены не только для праздника, но и для будничного стола. Оформление их довольно скромное и можно подумать, что былое величие кулинарных шедевров прошлой эпохи безвозвратно потеряно. Однако современные мастера-кондитеры тоже умеют воплощать в жизнь грандиозные замыслы.