Венчание считалось на Руси главным церковным таинством, однако и другим обычаям придавалось большое значение. И в первую очередь – свадебному пиру.
Считалось, что если после венчания не последовало праздничное застолье, то и брак недействителен. Даже если венчанная невеста трагически гибла до пиршества, то и хоронили её как незамужнюю.
Свадебное действие начиналось ранним утром в доме жениха. Съезжались все родные и близкие, прибывали «поезжане» на украшенных подводах, снаряжали жениха в дорогу. Родители благословляли сына иконою, в то время как кто-то из родни или поезжан запевал обрядовую песню.
Распорядителем на свадьбе становился дружок – ему вручали рушник, кнут, икону и хлеб. Перед отъездом жениха он должен был взять в руки два пирога и помянуть святых покровителей молодых супругов – Косму и Дамиана.
Гости по очереди благословляли жениха в дорогу за невестой – молодого князя за княгиней.
В старых добрых сказках принц добивается свою принцессу, преодолевая страхи и опасности на своём пути. Так и на Руси жениху устраивали различные препятствия на пути к невесте – перегораживали дорогу, зажигали костры и стреляли из оружия. Откупался от всех неурядиц дружка.Часто на пути жениха встречалась улица, перегороженная бревном, у которого стояла целая богатырская застава: брат невесты с друзьями и роднёй. Они не пропускали жениха просто так, а заставляли его проявить всю свою прыть, молодецкую удаль и силу – перепилить это бревно за десять минут. В то время как жених занимался работой, со всех сторон сыпались шутки и звучал весёлый смех. Вскоре все хвалили жениха, приносили ему воды, чтобы попить и умыться, и он мог следовать дальше. Впереди было ещё много препятствий.
Невесту в день свадьбы будили причитаниями. Она просыпалась и рассказывала сны, которые снились её накануне. Вскоре и сама невеста начинала печально и долго причитать. Невесту одевали девушки, расплетали ей в последний раз девичью косу, пели песни. Родители три раза обносили хлеб и икону над головой дочери, повязывали ей платок, и она садилась ждать жениха.
Свадебный поезд, состоящий из телег или саней, долго не пускали в невестин двор. Дружка пытался вломиться силой в запертые ворота, а из-за ворот жениху и дружке то и дело загадывали загадки, на которые они должны были дать ответы. Так проверялась смекалка и ум жениха.
Вскоре ворота открывали. По приезду жених должен был узнать свою суженую среди других девушек, укрытых огромными платками. Под самым красивым платком могли спрятать и древнюю старуху – все лежали на полу от смеха, если жених указывал на неё.
Во дворе невесты собиралось много ребятишек, и всем жених должен был дать в качестве выкупа сладости.
Потом все ехали в церковь, где и совершалось великое таинство венчания. Отныне жених и невеста становились единым целым – семьёй.
Пока длилось венчание, сани невесты и жениха охранял «ясельничий» - он следил за тем, чтобы никто не переходил дорогу между санями, а также за тем, чтобы злые люди не наколдовали лиха молодоженам.
Одним из главных свадебных обрядов считался обряд приобщения новоиспечённой жены к домашнему очагу мужа. Молодых трижды обводили вокруг стола, на котором лежали хлеб да соль.Вскоре за большим столом собирались все гости, чтобы отпраздновать создание новой семьи. Пир начинался с песни-обращения к Косме и Дамиану. Далее пели «величальные» и «корильные» песни молодоженам, родителям, свахе, дружке, ведущему и т.д.
Свадебный пир был ещё в самом разгаре, когда молодоженов отпускали отдыхать.
Второй и третий день после венчания тоже считались свадебными. В эти дни посещали родителей новобрачной, ждали ответных подарков от молодоженов – тестю, тёще, крёстным и самым близким родственникам. В доме родителей молодой супруги был накрыт большой стол, который назывался «отводным».Так заканчивалась свадьба, и начинались обычные будни. Однако то время, когда молодые были самыми главными героями торжества – «князем и княгинею», - навсегда оставалось в их памяти.